В настоящее время одной из основных проблем в мире является проблема обеспечения высокого качества жизни. Как известно, страны, способные решить эту задачу, обладают наибольшей инвестиционной привлекательностью, а следовательно, и большим весом на международной арене. При этом высокое качество жизни означает, в числе прочего, и свободный доступ к высококачественным товарам и услугам.
В настоящее время одной из основных проблем в мире является проблема обеспечения высокого качества жизни. Как известно, страны, способные решить эту задачу, обладают наибольшей инвестиционной привлекательностью, а следовательно, и большим весом на международной арене. При этом высокое качество жизни означает, в числе прочего, и свободный доступ к высококачественным товарам и услугам.
Это право отражено в законодательстве. Законы нашей страны гарантируют потребителю право на безопасный товар (услугу), а также, что не менее важно, получение соответствующей информации, которая позволит ему быть уверенным в том, что приобретаемая продукция безопасна и соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Однако фактически показатели качества товаров или услуг не всегда соответствуют параметрам, заявленным в рекламе и сопроводительных документах. Таким образом, повышается риск приобретения некачественных товаров или продукции недобросовестных изготовителей.
На рынке сложилась практика прохождения добровольной сертификации продукции производителями в целях повышения доверия потребителя к продукции. Процедуру уполномочены проводить только аккредитованные организации. Получение сертификата соответствия является эффективным рыночным инструментом, заинтересованность в котором есть и у потребителя, и у изготовителя, и у государства.
Объектами сертификации могут быть товары, услуги, работы, персонал и системы менеджмента. Инициатором подтверждения качества продукции может быть производитель, исполнитель или продавец.
До вступления в силу закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. системы сертификации и их знаки соответствия подлежали госрегистрации в порядке, который был установлен уполномоченным исполнительным органом в сфере сертификации. После того, как закон № 184-ФЗ начал действовать, № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» утратил силу. Положения нового документа отличаются большей либеральностью, поскольку регистрация перестала быть обязательной процедурой.
Согласно ст. 21 закона «О техническом регулировании», объектами подтверждения соответствия могут быть:
- товары;
- производственные процессы;
- работы;
- процессы эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации продукции;
- услуги;
- персонал, деловая репутация, другие объекты.
По сведениям, представленным в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, с 1993 г. прошла регистрацию 2331 система. Из них 308 находятся в архиве реестра. Таким образом, по состоянию на 2020 г. действующими считаются 2098.
После вступления в силу закона № 184-ФЗ количество регистрируемых систем добровольной сертификации возросло. Это вызвано рядом факторов:
- либеральность норм нового закона, включая отсутствие контроля за функционированием систем;
- уменьшение количества объектов, подлежащих обязательной процедуре подтверждения соответствия;
- желание лиц, которые обладают административным ресурсом, применять механизмы добровольной сертификации как добровольно-обязательный инструмент.
Большая часть зарегистрированных систем являются «смешанными». То есть объектами проверки соответствия в них являются, например, товары и услуги, продукция и менеджмент, персонал и работы.
Если рассматривать в количественно-процентном соотношении системы с одним объектом, то статистика будет следующая:
- объектом является только продукция – 312 систем (14 % от общего количества зарегистрированных);
- услуги или работы – 348 систем, или 16 %;
- менеджмент – 429 систем, что составляет 19 % от числа зарегистрированных;
- персонал – 177 систем, 8 % от всех действующих;
- иные объекты – 386 систем, 17 % от общего числа.
Данные приведены из Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации. Из этой статистики можно сделать вывод, что наибольшим спросом пользуется такой объект, как менеджмент. Это обусловлено интересами организаций в получении сертификата соответствия, чтобы участвовать в тендерах и конкурсах. Они могут использоваться и при определенных схемах обязательного подтверждения соответствия товаров, в том числе на соответствие требованиям ТР ТС и ЕЭС.
В реестре можно найти и статистику по «смешанным» системам.
Зарегистрированные системы добровольной сертификации, объектом которых является в том числе:
- продукция – 868 систем, 39 % от общего количества действующих;
- услуги и работы – 905 систем, 41 %;
- системы менеджмента – 445 систем, 20 %;
- персонал – 183 системы, 8 %;
- иные объекты – 411 систем, 18 %.
Исходя из этой статистики наиболее распространенными объектами добровольной сертификации являются услуги и работы, а также продукция. Именно эти виды объектов пользуются массовым спросом среди потребителей.
Процедура подтверждения соответствия услуг и работ в РФ является только добровольной. Однако по факту ее проводят в добровольно-принудительном порядке. Например, заказчик хочет получить право заключить выгодный договор на оказание услуг или выполнение работ, а по условиям контракта это могут сделать лишь компании с сертификатом соответствия, оформленным в определенной системе сертификации.
Прохождение процедуры добровольного подтверждения соответствия может быть вызвано разными причинами:
- Производитель хочет получить доказательство соответствия своей продукции требованиям, не являющимся обязательными, но важными для изготовителя. Например, функциональные характеристики продукции.
- Изготовитель, стремясь повысить конкурентоспособность, проводит процедуру добровольного подтверждения соответствия востребованных среди потребителей свойств.
Функционирование большей части систем добровольной сертификации приходится на экономические секторы, которые влияют на ВВП. Это отрасли строительства, электроники, медицины, парфюмерии, машиностроения, а также химическая и нефтехимическая сферы.
В условиях действующего законодательства можно выделить ряд проблем функционирования систем добровольной сертификации. В первую очередь речь идет о закрытости этой сферы и отсутствии ее регулирования на уровне законодательства.
Это означает следующее:
- нет контроля за деятельностью органов по сертификации;
- регистрация систем добровольной сертификации не является обязательной;
- отсутствуют нормативно-правовые акты, которые устанавливают основные правила функционирования этих систем.
В 90 % случаев при регистрации систем добровольной сертификации работы по подтверждению соответствия осуществляют центры (органы), не прошедшие аккредитацию в Национальной системе аккредитации.
Наличие этих проблем означает, что нужно усовершенствовать российское законодательства в сфере регулирования отношений в области добровольного подтверждения соответствия.
Например:
- регистрировать системы в Росстандарте;
- установить правило, чтобы работы по сертификации проводились только аккредитованными органами;
- сертифицировать объекты по схемам, установленным документацией по стандартизации;
- реестр выданных сертификатов сделать открытым;
- лица, разработавшие систему добровольный сертификации, должны ежегодно предоставлять сведения о результатах ее деятельности в федеральный орган исполнительной власти по техрегулированию;
- правила функционирования системы должны содержать положения о приостановлении, прекращении или возобновлении действия выданных сертификатов; прежде всего это относится к системам, в которых объектами подтверждения соответствия являются производственные процессы и менеджмент;
- ввести правило об обязательном наличии знака соответствия системы;
- закрепить правило о размещении в Едином реестре сведений об органе по сертификации, который функционирует в определенной системе;
- перерегистрировать системы добровольной сертификации, чтобы удалить из реестра те, которые давно не работают или вводят в заблуждение потребителей;
- ввести порядок формирования и ведения реестра сертификатов, выданных в рамках систем добровольной сертификации.
Также на законодательном уровне целесообразно установить объекты, подлежащие добровольной сертификации.
Использование всех этих инструментов позволит сделать эффективнее регулирование работы систем добровольной сертификации и свести к минимуму случаи недобросовестной практики в рамках добровольного подтверждения соответствия. Сюда относятся случаи необоснованной выдачи сертификатов и иные явления, которые подрывают доверие к добровольной сертификации как рыночному механизму техрегулирования.
