27 декабря 2002 г. вступил в силу Закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Его положения изменили принципы подтверждения соответствия и положили начало становления системы техрегулирования в РФ.
27 декабря 2002 г. вступил в силу Закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Его положения изменили принципы подтверждения соответствия и положили начало становления системы техрегулирования в РФ.
В основе технического регулирования лежит две задачи:
- разработать требования к объекту технического регулирования;
- оценить соответствие объекта этим требованиям.
Ключевой целью техрегулирования является защита рынка от некачественных товаров. Комплексная система оценки соответствия позволяет реализовать главные цели технического регулирования, такие как безопасность продукции и защиту рынка .
22 декабря 2020 г. был выпущен Закон № 460-ФЗ. Его положения вносят поправки в Закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и ст. 4 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Основные изменения законодательства о техрегулировании:
- введено понятие эксперта-аудитора, перечислены его полномочия и должностные обязанности в рамках проведения мероприятий по обязательной сертификации;
- введены понятия недействительности сертификата соответствия и декларации о соответствии;
- национальный орган по аккредитации наделен полномочиями принимать решения о признании документов, выданных аккредитованными испытательными центрами по итогам их работы, недействительными;
- определены условия проведения инспекционного контроля за сертифицированными товарами;
- орган по сертификации теперь уполномочен передавать сертификат соответствия другому аккредитованному органу;
Также предусмотрено определение максимального объема сертификатов соответствия, которые выдают органы по сертификации.
Новая терминология
Закон № 460-ФЗ дополнил используемые в области техрегулирования понятия тремя терминами.
Недействительность сертификата соответствия. Уполномоченный орган прекращает действие сертификата в случаях, которые перечислены в Законе № 460-ФЗ.
Недействительность декларации о соответствии. Контролирующий орган признает декларацию недействующей в связи со случаями, указанными в Законе № 460-ФЗ.
Оба вида документов перестают действовать с момента внесения информации об их недействительности в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
Эксперт-аудитор – это физлицо, являющееся сотрудником органа по сертификации. Эксперт должен обладать знаниями и навыками проведения процедуры подтверждения соответствия в определенной области. Чтобы принимать участие в работах по обязательной сертификации продукции, лицо должно состоять в Едином реестре экспертов-аудиторов. Правила формирования и ведения реестра устанавливает Правительство РФ.
Введение института экспертов-аудиторов в РФ
Несколько лет экспертное сообщество обсуждало вопрос введения в РФ института экспертов-аудиторов.
Россия – один из учредителей ЕЭС. В апреле 2018 г. ЕЭК выпустило Решение № 44, определяющее понятие эксперта. Согласно документу, эксперт-аудитор обязан подтверждать свои знания и навыки, в соответствии с порядком, установленным в законодательстве государства – члена ЕЭС.
До подписания Закона № 460-ФЗ Россия была единственным государством ЕЭС, законодательство которого не устанавливало правовой статус, обязанности и ответственность экспертов- аудиторов. После принятия Закона этот пробел был устранен. Теперь российское законодательство содержит определение данного термина и регулирует:
- обязанности экспертов-аудиторов при проведении процедуры обязательной сертификации (ст. 26 Закона- № 184-ФЗ);
- процедуру подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требования к нему.
При подтверждении компетентности эксперт-аудитор является независимой стороной. На его работу не могут влиять производители, продавцы, потребители, исполнители и другие лица (ст. 19 Закона № 184-ФЗ). Сведения о эксперте-аудиторе включается в Единый реестр экспертов-аудиторов. Согласно ст. 26 Закона 184-ФЗ, ведением Реестра занимается национальный орган по аккредитации.
Если уполномоченное лицо (эксперт-аудитор) нарушает правила при проведении мероприятий по сертификации, он несет ответственность. Положения об ответственности эксперта-аудитора изложены в ст. 41 Закона № 184-ФЗ.
В каких случаях документы о подтверждении соответствия признаются недействительными
Поправки в законодательство о техническом регулировании определяют, что Правительство РФ устанавливает правила приостановления, прекращения или возобновления действия документов о подтверждении соответствия, а также признания их недействительности.
Данный порядок предусматривает:
- Перечень случаев и сроков, когда орган госконтроля принимает решение приостановить, возобновить, прекратить действие документов о соответствии или признать эти документы недействительными.
- Правила прекращения действия и признания недействительными сертификатов соответствия. Речь идет о сертификатах, выданных органами по сертификации, область аккредитации которых была сокращена или прекращена согласно российскому законодательству об аккредитации в нацсистеме аккредитации.
- Порядок уведомления приобретателей, заявителей и органов по сертификации о приостановлении, прекращении, возобновлении действия документов о подтверждении соответствия или признания их недействительности.
Также Закон № 460-ФЗ наделяет национальный орган по аккредитации полномочиями принимать решения о признании недействительности документов, которые выдавались аккредитационными испытательными центрами в результате их работы, в порядке, устанавливаемом российским правительством.
Инспекционный контроль за товарами, прошедшими сертификацию
До вступления в действие Закона № 460-ФЗ проведение инспекционного контроля не было обязательным этапом процедуры подтверждения соответствия товаров на уровне законодательства. После введения поправок правила изменились.
Орган по сертификации обязан проводить инспекционный контроль, если это предусмотрено техрегламентом, схемой обязательной сертификации и (или) договором о его проведении (ст. 26 Закона № 184-Ф).
В обязанности органа, выдавшего сертификат соответствия на производимую сериями продукцию, входит периодическое проведение оценки сертифицируемого товара. Это называется инспекционным контролем. Порядок и периодичность проверок определены требованиями права ЕЭС и российского законодательства о техническом регулировании.
По ст. 25 Закона № 184-ФЗ, информация о прохождении инспекционного контроля включается в Реестр сертификатов и деклараций о соответствии. Эта же статья предусматривает ответственность за нарушение сроков проведения контроля и сроков прекращения действия сертификата при отсутствии сведений о проведенном инспекционном контроле в Реестре.
Сертификат соответствия можно передавать другому аккредитованному органу по сертификации
Закон № 460-ФЗ изменил положения ст. 26 Закона № 184-ФЗ о возможности передавать сертификат соответствия, выданный на серийно выпускаемую продукцию органом по сертификации другому аккредитованному органу. Если аккредитация органа, выдавшего сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, прекратилась или сократилась, то заявитель может заключить договор о передаче сертификата соответствия другому действующему аккредитованному органу по сертификации. Это возможно при условии, что область его аккредитации распространяется на сертифицированную ранее продукцию заявителя.
При заключении договора аккредитованному органу переходят права, обязанности и ответственность, предусмотренные российским законодательством для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
Важно отметить, что законодательство в определенных случаях не регулирует передачу другому органу доказательных документов, полученных органом, который регистрировал заявку на сертификацию:
- акт отбора проб (образцов);
- направление в испытательный центр для исследований;
- отчеты по результатам испытаний и измерений;
- другая документация, предусмотренная схемой сертификации.
Речь идет о случаях, когда производитель направляет заявку на сертификацию в аккредитованный орган, а аккредитация этого органа прекращается или приостанавливается до принятия им решения выдать/ отказе в выдаче сертификат соответствия или отказать заявителю.
Подзаконные акты
25 февраля 2021 г. был утвержден План-график, в соответствии с которым готовятся НПА, необходимые для реализации положений Закона № 460-ФЗ:
- Постановление Правительства РФ № 936 от 19.06.2021 г., содержащее правила регистрации документов о соответствии (деклараций о соответствии, сертификатов соответствия), а также приостановления, прекращения и возобновления их действия;
- Постановление, содержащее порядок подтверждения компетентности эксперта-аудитора, а также требования к этому лицу;
- Постановление о Едином реестре экспертов-аудиторов, правилах его формирования и ведения;
- Приказ Минпрома и торговли РФ № 1865 от 21.05.2021 г.;
- Постановление о порядке принятия нацорганом по аккредитации решения о признании недействительности результатов работы испытательных лабораторий;
- Правовой акт о порядке обязательного подтверждения соответствия товаров, которые подлежат обязательной сертификации и товаров, которые подлежат обязательному декларированию согласно п. 3 ст. 46 Закона № 184-ФЗ;
- Правовой акт о порядке маркирования продукции, соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном ст. 46 Закона № 184-ФЗ.
В произошедших изменениях в законодательстве о техрегулировании уже давно назрела необходимость. Цель поправок – развитие системы технического регулирования в РФ, которая будет основана на принципах открытости процессов оценки соответствия, инновационности и скоординированности.