Перефразируя знаменитое высказывание Ротшильда, мы не так богаты, чтобы позволить себе покупать дешевые вещи. Этот подход вполне можно применить и в других сферах жизни. Верно это и по отношению к инструментам, способствующим получению прибыли. А в настоящее время к важнейшим активам бизнеса относится персонал.
Перефразируя знаменитое высказывание Ротшильда, мы не так богаты, чтобы позволить себе покупать дешевые вещи. Этот подход вполне можно применить и в других сферах жизни. Верно это и по отношению к инструментам, способствующим получению прибыли. А в настоящее время к важнейшим активам бизнеса относится персонал.
Кадры решают все! Помните эту крылатую фразу? Она не только не утратила актуальность, но и приобрела ключевое значение в современных условиях. Все потому, что найти действительно компетентных работников, которые помогут в продвижении бизнеса, крайне сложно для любого руководителя. А проблемы с профессиональным уровнем персонала — это прямое следствие ситуации в образовании, складывавшейся годами, а таже экономического положения в стране в целом и характерных сдвигов в приоритетах нашей молодежи.
Вроде все очевидно и ясно: если добиваешься роста бизнеса, инвестируй в кадры. И схема проста: регулярно (лучше не реже чем каждые 3 года) отправляй работников на курсы повышения квалификации, а при намерении открыть новые направления деятельности — на профессиональную переподготовку. Сделать своих сотрудников, уже проверенных на практике, более компетентными легче, чем сначала подбирать, а затем принимать на работу и адаптировать новых специалистов, рискуя ошибиться и потерять время.
Но все приведенные умозаключения оказываются почти бесполезными, если речь идет о персонале органов, занимающихся оценкой соответствия. Понятно, что сложности в экономике заставляют руководителей искать любые способы сэкономить. Но удивительно то, что оптимизацию начинают с кадров, отказываясь от поддержания надлежащего квалификационного уровня.
На данный момент персонал органа по сертификации должен отвечать требованиям федерального законодательства об аккредитации. В частности, приняты и действуют критерии, по которым необходимо обязательное образование по профилю работы и достаточный опыт в подтверждении соответствия. Но в документе не прописано требование о выполнении независимой оценки данных специалистов сторонними организациями. По этой причине на должностях экспертов в сертификационных органах можно встретить искусствоведов, бывших учителей начальной школы, труда и т. п.
В большинстве своем они не обладают необходимыми знаниями о технологических процессах производства различных видов продукции. Но именно таких специалистов включают в экспертные комиссии для проверки соответствия молока, электрической энергии, колесных транспортных средств, сосудов под давлением, мяса и других товаров действующим нормативам и стандартам. Более того, возможны ситуации, когда один и тот же эксперт специализируется и по котлетам, и по ракетам, образно говоря.
Многие руководители сертификационных органов считают, что для подтверждения компетентности таким сотрудникам якобы хватит и краткосрочного повышения квалификации. Но, чтобы что-то повышать, нужно получить базовую подготовку, которой, по сути, нет. При этом такие руководители обосновывают свое мнение наличием большого фактического опыта у данных специалистов в сфере оценки соответствия. Для экономии на обучении персонала выбираются самые дешевые учебные центры. В таких можно не ходить на занятия, не получать актуальные знания, а просто за небольшую цену купить удостоверение или сертификат. Обязательная корочка оказывается на руках, а там вдруг все-таки не проверят, не спросят и не заметят…
А что потом происходит реально? Когда нужно пройти аккредитацию и доказать компетентность персонала, выясняется масса любопытных фактов: опыт работы подтвердить нечем, в дипломе значится вовсе не та специальность, которая относится к области аккредитации. Кроме того, показывая свои профессиональные знания и навыки, так называемый эксперт ссылается на статьи нормативных актов по стандартизации, давно утративших силу или отмененных, путается в информации и правовой базе, не в состоянии ответить на вопросы аттестационной комиссии.
Результат такой проверки всегда негативный. Органу отказывают в первичной аккредитации, а уже работающему сокращают область аккредитации либо отменяют ранее выданную. И тут придется потерять немаленькие деньги — убытки вырастут в разы. Встает резонный вопрос, имеет ли вообще смысл экономия на компетентности специалистов и их должной подготовке? Может лучше сразу посчитать риски и очень вероятные потери, а потом отказаться от этой плохой идеи?
В последние годы в ходе обсуждения темы подтверждения профессионального уровня кадров в области технического регулирования часто понятие «компетентность» подменяется другим — «квалификация». Это сознательное искажение смысла, которое, с нашей точки зрения, преследует конкретную цель. Стоит задача заставить профессиональное сообщество считать проверку на соблюдение норм профессиональных стандартов единственно правильным методом оценки состоятельности персонала.
Чтобы понять суть проблемы, разберем в деталях спорные понятия «компетентность» и «квалификация». Определение квалификации дано в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 (ст. 2). Это тот уровень умений, знаний и навыков, который характеризует подготовленность специалиста к ведению конкретного вида профессиональной деятельности. О компетентности сказано в пункте 3.6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 (стандарт об оценке соответствия и общих требованиях к органам, уполномоченным проводить сертификацию персонала). Под ней понимается способность специалиста использовать имеющиеся навыки и знания для реализации определенных целей.
После анализа этих двух формулировок становится совершенно ясно, что оценка квалификации должна быть только базовым элементом в алгоритме сертификации персонала, по которому компетентность специалиста проверяется третьей стороной. Дополнительное свидетельство верности данного суждения — реальная практика органов сертификации персонала с аккредитацией в национальной системе аккредитации. В их работе оценка профессиональной квалификации как раз признается именно основанием для вынесения заключения о возможности выполнения сертификации специалистов и последующего подтверждения их компетентности в сфере оценки соответствия процессов, услуг или продукции.
Но применение узкого понятия «оценка квалификации» вместо компетентности серьезно тормозит очищение российского рынка от непрофессионалов. В сфере оценки соответствия остается много работников с документами о необходимой квалификации (к примеру, дипломами об образовании), но почти без какой-либо профессиональной компетентности в вопросах проверки продукции, процессов или услуг.
Важность данной проблемы отмечена и на iso.org — официальном сайте Международной организации по стандартизации. В частности, указано, что аттестация персонала является значимым факторов при проверке компетентности рабочей силы в мире, в том числе глобальной и мобильной. Это делает особенно актуальным признание отраслевых сертификатов за пределами национальных юрисдикций. В ответ на растущие запросы идет активное усовершенствование международного стандарта ISO/IEC 17024:2012. Цель — унифицировать различные процедуры, которые в мировом масштабе применяются для оценки компетентности специалистов различных профессий.
Под проверкой соответствия понимают комплекс мероприятий, гарантированно свидетельствующих о соблюдении установленных требований в объектах исследования. Оценка проводится в отношении продукции и услуг, процессов и персонала, систем и уполномоченных органов. Предусмотрены следующие процедуры:
- испытания,
- экспертиза,
- измерения,
- аудит,
- декларирование,
- аккредитация,
- сертификация,
- верификация,
- валидация.
Одним из комитетов Международной организации по стандартизации (ISO) является CASKO, который занимается оценкой соответствия и разрабатывает стандарты деятельности уполномоченных органов. Упомянутый ранее ISO/IEC 17024:2012 используется как уникальный инструмент в работе данного комитета. В этом стандарте четко прописаны требования к владельцам схем сертификации. То есть для органов сертификации персонала соответствовать нормам ISO/IEC 17024:2012 — значит доказать, что конкретная схема по сертификации создана при полном соблюдении положений стандарта.
На территории РФ с марта 2018 года введен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017. Он принят на замену предыдущей версии — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011. Действующий сегодня стандарт полностью повторяет международный ISO/IEC 17024:2012 с переводом на русский английского названия Conformity assessment — General requirements for bodies operating certification of persons. В него включены нормы, которых должны придерживаться органы сертификации персонала. Только их соблюдение доказывает наличие необходимого уровня компетентности для оценки специалистов в определенной области.
Главное отличие ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 от стандарта 2011 года — добавление подробной информации по условиям разработки схем сертификации персонала. Для этого в документе появился специальный раздел 8, где описаны требования к владельцам таких схем. Согласно стандарту в качестве владельца схемы может выступать сам орган сертификации персонала, государственный орган или иная третья сторона. Если третьей стороны нет, то ответственность берет на себя любой желающий орган сертификации, который способен выполнять оценку по соответствующей схеме. В таких случаях подобный орган обозначают как внешнего владельца схемы.
Но есть и другие отличия. Так, в новую версию добавлено несколько определений и терминов, например сертификат, собственник схемы, персонал, наблюдатель, заявитель, сертификационные требования, заинтересованная сторона. Также введены и даны пояснения для понятий справедливости, достоверности, беспристрастности, надзора, обоснованности.
По ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 допускается деятельность органа сертификации персонала как части структуры образовательной организации. Но в то же время важно сохранять независимость от процессов обучения и подготовки. Это необходимое условие для обеспечения объективности, конфиденциальности и безопасности информации. Задача — исключить любые сомнения и любые внешние проявления, что заявитель может получить какое-либо преимущество за счет совместного использования услуг сертификации и обучения.
Дополнительный пункт 4.3 «Управление беспристрастностью», введенный в стандарт, позволяет обеспечивать беспристрастное выполнение сертификации и разрабатывать необходимые для этого меры. Определяющее условие для беспристрастной деятельности в области сертификации — компетентность сотрудников уполномоченного органа, которые непосредственно участвуют в процедуре оценки. В последнем стандарте как раз появились положения, касающиеся подготовки, компетенции и сохранения беспристрастности и конфиденциальности специалистов сертификационного органа.
В новый стандарт также вошли нормы о возможной передаче сертификации на аутсорсинг. Допускается переводить на такой формат только некоторые элементы процедуры. Это распространяется на аттестацию с помощью устных, письменных, наблюдательных, практических и прочих способов оценки, для которых свойственна высокая надежность и объективность.
Таким образом, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 вполне можно считать достаточной основой для допуска как органов сертификации персонала, так и разработанных схем, по которым проводится процедура. Это поможет в итоге официальному и полноценному признанию указанных объектов оценки на национальном и международном уровнях. Соблюдение требований, содержащихся в стандарте, гарантирует надлежащую деятельность органов сертификации персонала. В частности, появляется уверенность, что предусмотренная реализация схем сертификации будет происходить по принципам последовательности, надежности и сопоставимости.
Нормы данного национального стандарта применяются в качестве общих критериев для всех органов, занимающихся сертификацией персонала. Процедуру можно проводить исключительно при условии, что для нее разработана схема, учитывающая государственные требования и ожидания рынка.
Вам могут быть интересны наши курсы профессиональной подготовки.